Что такое аллокация
Для начала напомним, что такое IPO. Термин расшифровывается как «Initial Public Offering», что переводится как «первичное публичное размещение». Оно означает, что компания выпускает собственные акции на фондовую биржу, где они становятся доступными для покупки и продажи.
Во время IPO часто возникает аллокация, что с английского переводится как «распределение». Под ней понимают процент исполнения заявок на покупку акций, размещенных на бирже впервые. Как правило, более чем в 90% случаев размещенных акций не хватает для всех инвесторов. Подобное явление возникает из-за повышенного спроса на выпущенные ценные бумаги.
Аллокация на бирже — это объем исполнения заявки на покупку акций во время первичного публичного размещения на фондовом рынке.
Брокеры, принимающие заявки, занимаются распределением активом между всеми покупателями, которые подали заявки на покупку. Строго установленного регулирования для данного процесса нет. Основной целью становится удовлетворение покупательского спроса, то есть каждый инвестор должен получить часть акций с IPO.
Проведением IPO занимается андеррайтер — специально нанятая финансовая организация (обычно банк). Несмотря на отсутствие строгих правил распределения заявок, в приоритете всегда покупатели с крупными инвестициями и, соответственно, расходами. Более того, доля акций распродается еще до проведения IPO.
Пример
Компания провела IPO и выпустила на рынок акции по цене 200 рублей. Поступает заявка на приобретение 2000 активов по цене 400 000 рублей. Однако повышенный спрос не позволяет в полном объеме выполнить запрос, поэтому инвестор получает только 1500 акций. В данном случае аллокация составила 75%.
Действия эмитента во время аллокации
Аллокация на IPO ожидаема, и на такой случай у компаний и брокеров есть свои алгоритмы действий. Например, эмитент может поднять стоимость акций, если спрос превышает предложение.
Допустим, стоимость ценной бумаги равна 1000 руб, заявок поступило на 100 млн ценных бумаг. Эмитент и андеррайтер решают повысить цену до 1200 руб. Количество заявок снижается до 70 млн. В данном случае приоритетная задача — распродать весь выпуск на старте.
При этом возможно неоднократное поднятие цен даже в течение одного дня. Именно поэтому инвесторам следует быть быстрыми в принятии решений и следить за ходом событий во время IPO.
На что влияет размер аллокации IPO
Объем купленных ценных бумаг прямо влияет на сумму дохода в дальнейшем. Чем больше акций вы купили сейчас, тем больше активов вы продадите в будущем. Именно поэтому важно исполнение заявки в полном размере, особенно для активных и постоянных участников IPO.
Как мы отметили, в большинстве случаев аллокация акций не доходит до 100%. Среднее значение, которое возможно вывести на основе прошедших IPO, колеблется в районе 5-15%. При удачном размещении получается аллокировать около 50% от заявки.
Итак, распределение прямо влияет на конечную доходность. Предположим, что доходность акций, размещенных на IPO, равна 200%. Размер аллокации инвестора составила лишь 5%. Таким образом, итоговая доходная равна 10%, что явно далеко от желаемой прибыли.
Имеется и обратная сторона медали. При неудачном публичном размещении слабое распределение способно снизить размер убытков или увести от них. Приведем таблицу соотношения размера аллокации и дохода.
От чего зависит аллокация IPO
Как мы отметили, андеррайтеры могут отдать преимущество крупным капиталам, в роли которых зачастую выступают различные фонды. Это первый вариант проведения аллокации. Второй способ подразумевает равномерное распределение заявок между всеми инвесторами. Частный инвестор не имеет возможности повлиять на конечный выбор.
Распределение акций на IPO связано с интересом рынка к самому эмитенту. Если размещение не вызывает широкий ажиотаж, то ваш процент аллокации увеличивается. При высоком интересе к компании и ее ценным бумагам распределение отдельного взятого частного инвестора стремительно снижается.
Такое положение вещей вполне логично. Зачастую компания еще до эмиссии уже широко известна. Ее финансовая отчетность имеется в открытом доступе до выхода на биржу, имеются прогнозы по развитию от аналитических агентств. Положительные значения в кредитном рейтинге привлекают институциональных и частных инвесторов, желающих получить доходный актив.
Как повысить аллокацию
Высокая аллокация капитала чаще всего у институциональных инвесторов. К ним относятся инвестиционные фонды, ПИФы и банки, страховые компании, крупные частные инвесторы и прочие держатели внушительных капиталов. В данную группу достаточно трудно влиться из-за требований к объему активов.
Для рядового частного инвестора самым простым способом станет выбор «справедливого» брокера. Все брокерские компании заинтересованы в извлечении прибыли, однако некоторые привлекают клиентов и поддерживают своих активных инвесторов как раз равномерным распределением заявок. В результате процент аллокации по одному и тому же IPO у разных брокеров отличается.
Некоторые брокеры порой предоставляют индивидуальное увеличение аллокации. Как правило, оно предлагается активным пользователям продуктов и услуг брокерской компании. Например, клиенты вип-тарифов, трейдеры с определенными торговыми оборотами или взносами. Более подробные условия отображаются на информационных ресурсах.
Перечислим наиболее популярные способы повышения аллокации от брокера:
- широкий набор активов в портфеле (виды бумаг, зарубежные эмитенты и т.д.);
- пользование услугами брокера (страхование, счет в банке, другие продукты);
- увеличение количества операций на брокерском счете;
- наличие крупного депозита;
- применение кредитного плеча;
- опыт участия в IPO.
Частые вопросы
В таком случае следует искать их на вторичном рынке, то есть покупать у других инвесторов. Однако торговаться они будут уже по рыночной стоимости.
Инвестор не имеет контроля над данным процессом, а сама система распределения недоступна для частных лиц.
Да, отличается не только сам подход к распределению акций на IPO между частными инвесторами и фондами, но и расчет «активности» клиента.
Заключение
Перед участием в IPO следует понимать примерный размер аллокации и своего капитала. Узнать заранее конкретные цифры обычным инвесторам невозможно, однако вполне реально повысить шанс исполнения заявки. Необходимо поддерживать инвестиционную активность, прибегать к услугам брокера и копить «рейтинг доверия». В противном случае участие в публичном размещении станет неуспешным и не принесет доход.